• Иран и Северный Кавказ: новый вектор взаимоотношений

    Иран и Северный Кавказ: новый вектор взаимоотношений

  • Фестиваль национальных культур объединил студентов Северного Кавказа

    Фестиваль национальных культур объединил студентов Северного Кавказа

  • Команда СОГУ – победитель регионального этапа всероссийского хакатона «Собери университет»

    Команда СОГУ – победитель регионального этапа всероссийского хакатона «Собери университет»

  • Творческий подарок от иностранных студентов СОГУ

    Творческий подарок от иностранных студентов СОГУ

  • СОГУ - локальный центр тестирования иностранных граждан от МГУ им. М.В. Ломоносова

    СОГУ - локальный центр тестирования иностранных граждан от МГУ им. М.В. Ломоносова

Интервью с президентом

Intervju s prezidentom 22021722.02.2017
Ахурбек Алиханович Магометов - президент Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ. В интервью представителям Студенческого медиацентра, президент СОГУ рассказал о своей работе, современном образовании и семейных ценностях.

- Ахурбек Алиханович, 17 лет Вы стояли во главе нашего вуза. С 2006 года являетесь его президентом. Что является вашей движущей силой в работе?
- Моей движущей силой являются желание работать, работать и работать. Делать добро, быть полезным людям, не сетовать на трудности, создавать хорошее настроение у окружающих и, конечно, лично у себя.
- Несомненно, образование играет огромную и важную роль в жизни каждого человека. Как вы думаете, может ли современный человек обойтись без этого главного фактора?
- Образование – это все. Точно так же, как дерево не может расти без корневой системы, как здание не может стоять без фундамента, так и человек без образования не будет твердо стоять на ногах. Имею в виду не только высшее образование. Но любое, которое помогает создавать материальные ценности, в конце концов, дает возможность занимать свою нишу в обществе и зарабатывать на семью и на себя. Перефразируя В. И. Ленина, скажу, что настоящим специалистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знаниями всех тех богатств, которые выработало человечество. Значит, с молодых лет надо стремиться к этому.
- Чем отличаются нынешние образовательные стандарты от старых, и что бы Вы изменили в них, а что бы оставили?
- Во время Советской власти задачи высшей школы четко и лаконично прописывались конкретными приказами Министерства высшего и специального среднего образования. Кстати, количество приказов союзного министерства было значительно меньше, чем циркуляры нынешнего федерального ведомства образования и науки.
   С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) модернизируются и стандарты образования всех уровней. Принципиальное отличие новых стандартов общего образования заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важны, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований: 1) к результату образования, 2) к структуре основных образовательных программ, 3) к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение).
   В последнем стандарте содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам. В качестве основного результата выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.
   Не буду останавливаться на стандартах относительно общеобразовательной школы, хотя это очень важно. Как мне кажется, вас больше интересует вуз. Мы имеем проекты стандартов для трех уровней высшего образования, включая аспирантуру. Согласно им бакалавриат предполагает два типа образовательных программ: 1) академического бакалавриата, 2) прикладного бакалавриата. Унифицированы общекультурные и общепрофессиональные компетенции для программ бакалавриата и магистратуры. Учитываются электронное обучение, дистанционные образовательные технологии и сетевая форма реализации программ. Изменена структура программ бакалавриата и магистратуры.
   Основные отличия образовательных стандартов высшего образования ФГОС 3+ от ФГОС 3: структура программы бакалавриата включает определенные части: а) обязательную, б) формируемую участниками образовательных отношений. Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различный профиль образования в рамках одного направления подготовки. Каждый обучающийся в течение всего периода должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде организации.
   Общий недостаток всех стандартов, по мнению многих специалистов, заключается в том, что они не в достаточной степени учитывают индивидуальные особенности обучающихся, их возможности. Например, особенности детей, имеющих проблемы со здоровьем. Не предусматривают целевую подготовку специалистов по договорам организаций, предприятий и ведомств с высшими учебными заведениями. Кроме того, было бы здорово, если бы стандарты давали возможность наиболее одаренным обучающимся проходить курс обучения в более сокращенные сроки, скажем, бакалавриат не за 4 года, а за 3 или 2 с половиной года. Вузы должны иметь больше свободы в выборе и программ, и сроков обучения, и содержания образования с учетом специфических особенностей региона.
   Если бы зависело от меня, я бы вернул специалитет на педагогические факультеты классических университетов и педвузы, а также туда, где готовят кадры для силовых структур, социальных работников, политологов, психологов.
- Ахурбек Алиханович, текущий учебный год обещает быть насыщенным в плане не только учебной и научной деятельности, но и в культурном и спортивном аспекте. Готов ли университет стать организатором всех выше перечисленных направлений?
- СОГУ по праву является центром не только образования и науки, но культуры Республики Северная Осетия-Алания. Мы располагаем достаточным потенциалом быть столбовым в организации и проведении масштабных культурных мероприятий и на нашей площадке, и республиканского, и всероссийского уровня. Мы можем удивить высоким уровнем интеллекта и иностранные государства, как это бывало неоднократно.
- Ахурбек Алиханович, ещё будучи молодым, Вы занимались журналистикой и наукой. Почему отдали предпочтение родному вузу?
- Мне дорог наш вуз. Он создан на базе первого на Кавказе высшего педагогического учебного заведения – Терского института народного образования, основанного в августе 1920 года. В 1939 году по постановлению Центрального Комитета партии и Совета народных комиссаров СССР наше многонациональное государство отмечало 80-летие со дня рождения основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова, и тогда Северо-Осетинскому государственному университету было присвоено его имя. Там был историко-филологический факультет, куда я и поступил. А что касается моей журналистской и писательской жилки, то проба пера состоялась у меня, еще в школьные годы. Сперва как юный корреспондент, затем как сельский печатался в газетах дигорской районной «Сурх Дигорæ», «Молодой коммунист», «Рæстдзинад», «Социалистическая Осетия». Мои материалы звучали и по республиканскому радио. Два раза попал и на страницы очень уважаемой всесоюзной газеты «Пионерская правда». А когда моя семья переехала из Дур-Дура в Орджоникидзе, то мне газеты стали ближе. Я был одним из организаторов нашей газеты «Смена», которая до создания университета выходила под названием «Педагогическая смена». Это было романтическое время.
   Будучи студентом, занимался и наукой, часто выступал с докладами и научными сообщениями на научно-практических конференциях по истории и литературе, в том числе и за пределами родного вуза. В свое время было несколько заманчивых вариантов выбора места работы, однако мне дорог СОГПИ-СОГУ, и работаю именно здесь. О моем искренне любовном отношении к родному вузу говорит выход в 2015 году моего многолетнего труда – монографии «История высшего педагогического образования в Северной Осетии в 1920-1970 годах. Люди. События. Факты». На ее страницах – сотни имен и фамилий, среди которых и мои талантливые учителя.
- Как Вы выбрали свою профессию?
- Наверное, также как выбирают все. Она сама поманила меня к себе. Я ей еще раз признаюсь в неуемной любви.
- Что для Вас в жизни главное?
- У каждого человека свои взгляды и ценности. А потому на вопрос о том, что в жизни самое важное, все ответят по-разному. То, что каждый конкретный человек решил для себя – это и есть самое главное в его жизни. Семья, здоровье, друзья, любовь, карьера, деньги… На мой взгляд, самое главное в жизни – это сама жизнь. Жизнь – это великий дар! Она может быть у всех разной. Счастливой или не очень, длинной или короткой, скромной или с помпезными почестями... В любом случае, это наша жизнь, которую мы сами строим и наполняем событиями, в которой ставим цели и достигаем их, чтобы быть в гармонии с собой, чтобы иметь все нужное для счастливой жизни.
- Хотели бы Вы, чтобы о Вас написали книгу?
- Ничего себя! Я не вижу свой портрет из-под «кисти» писателя, журналиста, биографа.
- Как Вы проводите свободное время?
- Свободное время? А оно у меня бывает? Не потому что я самый занятой человек, нет, просто не умею создавать его.
- Какой фактор внес основной вклад в Ваши успехи?
- Главное в достижении каких-либо рубежей – целеустремленность, умение отличать руду от породы пустой, как поется в одной моей любимой советской песне.
- По Вашему мнению, какое из Ваших достижений самое лучшее?
- Если у меня есть достижения, то я благодарен Богу. Самым большим, в таком случае, могу считать, что имею счастье быть полезным для многих и многих людей. Это могу подтвердить некоторыми фактами, но приведу только один: за шестнадцать лет и семь месяцев ректорства подписал 31 300 дипломов.
- Вы являетесь автором 300 научных трудов. Какое исследование для Вас является самым значимым?
- Хороший родитель одинаково любит своих детей… И, тем не менее, мне очень дороги мои кандидатская и докторская диссертации, которые, кстати выросли на истории печати Северного Кавказа и Юга России 1917-1925 годов. Мне дорога монография «Разгром немцев под Владикавказом», изданная уже трижды. Выше отмеченная монография «История высшего педагогического образования в Северной Осетии в 1920-1970 годах. Люди. События. Факты» тоже греет мою душу. Ряд статей, посвященных Коста Хетагурову, Василию Абаеву, некоторым другим выдающимся представителям осетинской интеллигенции, документальные повести о Герое Великой Отечественной войны Лазарю Дзотову, известному ученому, ректору СОГПИ-СОГУ Христофору Чибирову, известному артисту Осетинского театра Владимиру Макиеву, талантливому писателю, журналисту, общественному деятелю Ахсарбеку Агузарову. Да, еще очень горжусь тем, что при моем научном руководстве и консультировании более 50 человек стали кандидатами и докторами исторических наук. Вот, оказывается, почему у меня нет свободного времени.
- Как Вы считаете, чего не хватает СОГУ?
- СОГУ не отдельное государство, а является достойной составляющей всероссийской образовательной системы, и, наверное, ему не хватает то же самое, что и другим вузам. В целом же мы занимаем достойное место в университетском сообществе страны.
- Недавно прошел Татьянин день, что Вы думаете об этом?
- Я с удовольствием участвовал в празднике молодости. А молодость такая «болезнь», которую хотели бы иметь все. О моем отношении к Татьяниному дню свидетельствует, наверное, и то, что при большом стечении студентов и преподавателей университета и гостей из других вузов Владикавказа читал свои стихи, написанные в студенческие годы.
- Сколько у Вас внуков?
- Еще мальчишкой слышал от старших, что нельзя считать детей по головам. Лучше назову их по именам: Искра, Алихан, Ника, Дана и тезка Ахурбек, Все они очень правильные, жизнерадостные, любят книгу, в современной оргтехнике и телефонах мне, например, далеко до них. А почему не спрашиваете о правнуках. Алима, - она Тамаева, Амир – Магометов. Когда эти две крошки вместе, то постоянно что-то делят.
- Кем Вы видите Ваших внуков?
- Искра окончила экономический факультет и магистратуру юридического, а Алихан – специалитет юридического. Во время учебы никаких поблажек не имели, - лично я не допускал этого. Младшие еще школьники. Я хочу, чтобы мои внуки и правнуки хранили честь старших и находились там, где они нужнее всего людям, близким, себе.
Дорогие молодые корреспонденты, меня радует, что вы столь серьезно подходите к своей очень полезной и нужной работе. Успехов вам!