Годизова Зара Иосифовна

  • декан факультета русской филологии, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор филологических наук
    Базовое образование: Русский язык и литература. Филолог. Преподаватель русского языка и литературы — 1984 г.

Повышение квалификации:

  • Современная парадигма исследования языка — 2013 г.
  • Национальная инновационная система РФ: проблемы формирования и развития — 2012 г.
  • Управление персоналом образовательной организации — 2015 г.
  • Деловое общение, делопроизводство и документооборот в образовательных учреждениях — 2013 г.
  • Тестирование по русскому языку иностранных граждан — 2015 г.
  • Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

Общий стаж работы (лет): 34
Педагогический стаж (лет): 34
Стаж работы в СОГУ (лет): 34

Читаемые курсы:

  • Современный русский язык — направление: Филология по профилю «Русский язык и литература»

Основные публикации:

  1. История глаголов интенсивных способов действия в русском языке XI-XVIIвв. Владикавказ, 2012. 346 с.
  2. Динамика становления интенсивных способов глагольного действия в русском языке XI-XVIIвв. Владикавказ, 2013. 74 с.
  3. Глаголы интенсивных способов действия в русском языке XI-XVIIвв.: функционально-стилистический аспект. Владикавказ, 2013. 89 с.
  4. Развитие интенсивных значений приставки из— в русском языке XI-XVIIвв. // Вестник СПбГУ. СПб., 2007. Сер. 9. Вып. 3 (Ч. II) С.103-111.
  5. Развитие интенсивных значений приставки вы- в русском языке XI-XVIIвв. // Вопросы филологии.  М., 2007. Вып.4. С.177-182.
  6. Формирование семантической структуры приставки за-// Вестник СПбГУ. СПб., 2008. Сер. 9. Вып. 2 (Ч.II). С.112-117.
  7. Русский глагол. Учебно-методическое пособие (исправленное и дополненное). Владикавказ, 2016. 56 с.
  8. Основы логических понятий в грамматике. Владикавказ, 2016. 44 с.
  9. Диахроническое описание приставок подъ- и надъ-// Гуманитарные и юридические исследования. 2016. Вып. 4. С. 213-220.
  10. Становление семантической категории интенсивности в русском языке XI-XVIIвв. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2018.  346 с.
Тараева Алина Казбековна

  • заместитель декана по учебной — воспитательной работе факультета русской филологии, ассистент кафедры
  • Квалификация: Филолог, преподаватель русского языка и литературы, английского и литературы; магистр (программа «Русский язык»).

Преподаваемые дисциплины:

  • Основы филологии;
  • Русский глагол. Аспектология;
  • Основы логических понятий в грамматике;
  • Пражский лингвистический кружок;
  • Современные морфологические парадигмы;
  • Теоретическая семантика.
  • 2013-2015 гг. – обучение в магистратуре ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» по направлению 45.04.01 – Филология (программа «Русский язык»). Магистерская диссертация:
  • «Категория модальности в русском и осетинском языках» (ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»),  2015 г.).
  • Общий стаж работы: 5 лет.

Стаж работы по специальности: 5 лет.

Сведения о повышении квалификации:

  • Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

Основные публикации:

  • Языковые средства выражения модальности в осетинском языке в сопоставлении с русским // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ. 2015. №46.
Кафедра русского языка

 

Сенько Елена Викторовна

  • заведующий кафедрой кафедры русского языка, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник образования РСО-Алания, Профессор, доктор филологических наук
    Базовое образование: Русский язык и литература. Учитель русского языка и литературы. — 1971 г.
    Повышение квалификации:
  • Психолого-педагогическая и профессиональная компетентность руководителя магистерской программы — 2015 г.
  • Современная парадигма исследования языка — 2013 г.
  • Профессионально-инновационные методики руководства образовательными программами подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре — 2015 г. Общий стаж работы (лет): 46
  • Педагогический стаж (лет): 44
  • Стаж работы в СОГУ (лет): 36

Читаемые курсы:

  • «Современный русский язык» (фонетика, лексика, фразеология);
  • «Введение в языкознание»;
  • «Славянский язык»;
  • «Современные процессы в лексике русского литературного языка»;
  • «НИР в семестре» (магистратура);
  • «Современные языковые процессы» (магистратура).

Сведения о повышении квалификации:

  • ДПП «Профессионально-инновационные методы руководства образовательными программами подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре» (72 часа; 02.02.2015 – 27.02.2015);
  • ДПП «Психолого-педагогическая и профессиональная компетентность руководства магистерской программы» (72 часа; 02.02.2015 – 27.02.2015);
  • Семинар «Опыт построения открытой педагогической системы на базе инновационного образовательного ресурса (школьный энциклопедический словарь «Русский язык»)» (13.05.2015 – 14.05.2015).
  • Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

Основные публикации:

  1. Инновации в современном русском языке. Владикавказ.1995.
  2. Теоретические основы неологии: учебное пособие. Владикавказ. 2001. (РИНЦ).
  3. Инолексемы как механизм прагматизации русского языка // Слово – сознание – культура. М. 2006.
  4. Неологизация в современном русском языке. СПб. 2007. (РИНЦ).
  5. Английское влияние в сфере современного процесса сложения // Язык как система и деятельность – 3: Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону. 2012.
  6. Лексические новации в современной языковой картине. Владикавказ. 2012. (РИНЦ)
  7. Наука как элемент системы высшего образования // Высшее образование в России. М. 2015. № 10. (ВАК).
  8. Динамика концепта новое слово в отечественной лексикологической традиции // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов. 2016. №4. (Scopus).
  9. Метафорические фразеологизмы как механизм национальной самобытности современного компьютерного языка // XIII Европейская конференция по литературе, филологии и языкознанию. Австрия, Вена (23.11.16 – 23.11.16). The Thirteenth European Conference on Languages, Literature and Linguistics. Vienna.
  10. Синтагматика морфем как  проявление незамкнутости деривационных контактов // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург. 2017. №7. – Ч.1. (ВАК).
Кунавин Борис Всеволодович

  • профессор кафедры русского языка, Профессор, Заслуженный деятель науки РСО-Алания, доктор филологических наук
    Базовое образование: Русский язык и литература. Филолог, преподаватель русского языка и литературы. — 1977 г.
    Повышение квалификации:
  • курсы «Дистанционные образовательные технологии — 2010 г.
  • Современная парадигма исследования языка — 2013 г.
  • Профессионально-инновационные методики руководства образовательными программами подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре — 2015 г.
  • Когнитивно-дискурсивные исследования язык
  • Общий стаж работы (лет): 49
  • Педагогический стаж (лет): 37
  • Стаж работы в СОГУ (лет): 24

Читаемые курсы:

  • «История русского литературного языка»;
  • «Общее языкознание»;
  • «Старославянский язык»;
  • «Историческая грамматика русского языка»;
  • «Древнерусский язык» (магистратура);
  • «Старославянский язык» (магистратура).

Сведения о повышении квалификации:

  • ДПП «Профессионально-инновационные методы руководства образовательными программами подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре» (72 часа; 02.02.2015 – 27.02.2015);
  • Семинар «Опыт построения открытой педагогической системы на базе инновационного образовательного ресурса (школьный энциклопедический словарь «Русский язык»)» (13.05.2015 – 14.05.2015).
  • Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

Неоднократно проходил повышение квалификации в СОГУ, СГА.

Основные публикации:

  1. Причастные самостоятельные обороты в древнерусском языке. Владикавказ. 2008.
  2. Развитие системы страдательных причастий в древнерусском языке. Владикавказ. 2014.
  3. Вопрос разграничения существительных и прилагательных в современном осетинском языке в сопоставлении с русским // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. Владикавказ. 2012. № 1.
  4. Концепт «кровная месть» в русскоязычной осетинской литературе // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. Владикавказ. 2013. № 4.
  5. Композиционно-речевая организация «Повести о Фроле Скобееве» // Язык как система и деятельность-4: Материалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию кафедры русского языка, 50-летию кафедры общего и сравнительного языкознания, 45-летию кафедры русского языка для иностранных учащихся, 105-летию профессоров М. К. Милых, А. Н. Савченко и 85-летию профессора Т. Г. Хазагерова. Ростов-на-Дону. 2012.
  6. Композиционно-речевая система повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Н. М. Карамзин – писатель, ученый, публицист: Материалы V Всероссийской научной конференции филологического факультета Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина. М., 2012.
  7. То вечности жерлом пожрется…»: филологический анализ стихотворения Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленьи…» // Г. Р. Державин и его эпоха: Материалы VI Всероссийской научной конференции филологического факультета Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина. М., 2013.
  8. Средства выражения фазовости в «Слове о полку Игореве» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2016. № 12-4 (66). (ВАК).

 

Бекоева Мадина Таймуразовна

  • доцент кафедры русского языка, Доцент, кандидат педагогических наук
    Базовое образование: Русский язык и литература. Филолог. Преподаватель русского языка и литературы. — 1994 г.
    Повышение квалификации:
  • Модернизация и креатив- фактор эффективности практических занятий по методике преподавания русского языка — 2009 г.
  • Когнитивно-дискурсивные исследования языка и речи — 2016 г.
  • Основы проектирования и использования электронных образовательных ресурсов — 2014 г.
  • Общий стаж работы (лет): 25
  • Педагогический стаж (лет): 19
  • Стаж работы в СОГУ (лет): 11

Читаемые курсы:

  • «Методика преподавания русского языка»;
  • «Практикум выразительного чтения»;
  • «Психолого-педагогические основы преподавания русского языка».

Сведения о повышении квалификации:

  • Семинар «Опыт построения открытой педагогической системы на базе инновационного образовательного ресурса (школьный энциклопедический словарь «Русский язык»)» (13.05.2015 – 14.05.2015);
  • Семинар «Актуальные вопросы выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности» (16 часов; 07.10.2015 – 08.10.2015).
  •  Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.
Глотова Татьяна Александровна

  • доцент кафедры русского языка, Доцент, кандидат филологических наук
    Базовое образование: Русский язык и литература. Филолог, преподаватель русского языка и литературы — 1974 г.
    Повышение квалификации:
  • проблематика конфликтных ситуаций в педагогическом общении и способы их преодоления — 2010 г.
  • Инновационные процессы свременного образования — 2016 г.
  • Современная парадигма исследования языка — 2013 г.
  • Общий стаж работы (лет): 43
  • Педагогический стаж (лет): 35
  • Стаж работы в СОГУ (лет): 30

Читаемые курсы:

  • «Современный русский язык (синтаксис)»;
  • «Риторика»;
  • «Введение в теорию коммуникации»;
  • «Речевой анализ современного политического дискурса (спецкурс)»
  • «Теория общей фразеологии» (магистратура).

Сведения о повышении квалификации:

  • Семинар «Опыт построения открытой педагогической системы на базе инновационного образовательного ресурса (школьный энциклопедический словарь «Русский язык»)» (13.05.2015 – 14.05.2015).
  • Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.
Цакалиди Татьяна Георгиевна

  • доцент кафедры русского языка, Доцент, кандидат филологических наук
    Базовое образование: Русский язык и литература. Учитель русского языка и литературы в средней школе. — 1971 г.

Сведения о повышении квалификации:

  • Семинар «Опыт построения открытой педагогической системы на базе инновационного образовательного ресурса (школьный энциклопедический словарь «Русский язык»)» (13.05.2015 – 14.05.2015).

Неоднократно проходила повышение квалификации в СПбГУ, в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований.

  • «Введение в спецфилологию (славянскую филологию)»;
  • «Старославянский язык»;

«Современные методы лингвистических исследований»

Общий стаж работы (лет): 45
Педагогический стаж (лет): 45
Стаж работы в СОГУ (лет): 35

Основные публикации:

  1. Общеотрицательные конструкции в древнеболгарских текстах Евангелия-тетра X-XI вв. // Старобългаристика. София. 1981. №1.
  2. Из наблюдений над негативными конструкциями в древнейшем славянском памятнике традиционного содержания // Вопросы языкознания. М. 1982. №1.
  3. Общеотрицательные конструкции в древнеславянском языке XI-XIV вв. (по спискам древнейшего славянского памятника традиционного содержания). Л. 1982.
  4. Об особенностях выражения отрицания во Врачанском евангелии // Старобългаристика. София. 1987. №2.
  5. Роль древнеславянского материала в осмыслении истории категории отрицания в осетинском языке. К постановке проблемы // Русский язык и языки народов России: Функциональное и структурное взаимодействие: Материалы международной научно-практической конференции. Владикавказ. 2001.
  6. Поэтическое слово как зеркало духовного мира Коста Хетагурова // Венок Бессмертия: материалы междун. научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К. Хетагурова. Владикавказ. 2010.
  7. Лексика с корневой морфемой бог- в русском языке: диахронический аспект // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. Владикавказ. 2013. № 4.
  8. Русский язык через призму российско-греческих отношений // Славянская письменность и культура как фактор единения народов России: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции (Владикавказ, 16-17 мая 2013 г.). Владикавказ. 2014.
  9. Старославянский язык: учебное пособие. Владикавказ. 2015.
  10. Языковое своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Функции библеизмов // Славянская письменность и культура как фактор единения народов России: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Владикавказ. 2016.
Тибилова Марина Ираклиевна

  • старший преподаватель кафедры русского языка, кандидат филологических наук
    Базовое образование: Филология. Филолог, преподаватель русского языка и литературы — 2007 г.

Сведения о повышении квалификации:

Семинар «Опыт построения открытой педагогической системы на базе инновационного образовательного ресурса (школьный энциклопедический словарь «Русский язык»)» (13.05.2015 – 14.05.2015).

Общий стаж работы (лет): 10
Педагогический стаж (лет): 7
Стаж работы в СОГУ (лет): 3

Читаемые курсы:

  • «Практический курс русского языка»;
  • «Русская диалектология»;
  • «Русский язык и культура речи».

Основные публикации:

  1. Аспекты изучения нового слова в современном русском языке // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова. Кострома. 2009. №1. (ВАК).
  2. Особенности процесса освоения иноязычных аббревиатур // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. №119. (ВАК).
  3. Аббревиатура как категория словообразования (объём и содержание понятия) // Известия Южного федерального университета. Ростов-на-Дону. 2009. №2. (ВАК).
  4. История изучения аббревиации // Материалы II Международной научно-практической конференции. Невинномысск. 2009.
  5. Семантическая характеристика аббронеологизмов // Материалы секций XXVIII Международной филологической конференции. СПб. 2009.
  6. Структурная типология аббревиатур // Материалы второй Международной научной конференции. СПб. 2010.
  7. Прагматический аспект употребления аббревиатур в языке СМИ // Материалы IX Международной научно-практической конференции. Махачкала. 2014.
  8. Адаптация иноязычных аббревиатур в современном русском языке // Материалы XIV Международной научно-практической конференции. М. 2014.
  9. Семасиологические особенности аббревиатурных инноваций // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2015. №12.- Ч.3. (ВАК).
  10. Прагматический аспект аббревиатурных инноваций в языке рекламы // Вестник Владикавказского научного центра. Владикавказ. 2015. Т. 4. (РИНЦ).
Кафедра русской и зарубежной литературы

 

Толасова Ирина Батразовна

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы.

Квалификация: филолог, преподаватель французского языка и литературы, переводчик.

Преподаваемые дисциплины:

  • История зарубежной литературы XIX в.;
  • История зарубежной литературы рубежа XIX-XX вв.;
  • История зарубежной литературной критики;
  • История русской литературной критики;
  • Литература страны изучаемого языка (Франции);
  • Русская классическая литература в контексте мировой культуры.

Сведения о повышении квалификации:

  • Дополнительная профессиональная программа «Когнитивно-дискурсивные исследования языка и речи». ЦПК СОГУ, 2016 г.;
  • Дополнительная профессиональная программа «Полилингвальная модель поликультурного образования». Дистанционные курсы повышения квалификации СОГПИ,2017 г.
  • Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

 

Диссертация: «Творчество Артюра Рембо: движение к символизму», Санкт-Петербургский государственный университет, 1997 год.

Общий стаж работы – 27 лет.
Стаж работы по специальности – 25 лет.

Основные публикации:

  1. «Евангельские фрагменты» А. Рембо в контексте философских идей середины XIX века. // Философские и эстетические традиции в зарубежной литературе. Межвузовский сборник научных трудов. Санкт-Петербург: изд. СПбГУ, 1995.
  2. Творчество Артюра Рембо: движение к символизму (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук). Санкт-Петербург, 1997.
  3. Опыт интерпретации «Сезона в аду» Артюра Рембо.//Вестник института цивилизации. Выпуск 1. Владикавказ: изд. Государственного научного центра Республики Северная Осетия-Алания, 1998.
  4. Мотивы Откровения Иоанна Богослова и образ природы в «Последних стихотворениях» А. Рембо.//Текст. Речь. Коммуникация. Внутривузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Владикавказ: изд. СОГУ, 2002.
  1. Мировая художественная культура в образовательном пространстве средней и высшей школы.//Российская наука XXI века глазами молодых ученых. Материалы межрегиональной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых. Краснодар: изд. Краснодарского государственного университета культуры и искусств, 2001.
  2. Русская судьба сонета А. Рембо «Гласные»// Исследования в области французского языка и французской культуры: новое тысячелетие – новый этап. Сборник материалов международной научной конференции. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 2004.
  3. Гайто Газданов и «незамеченное поколение»: анализ сборника научных трудов. //Литература в диалоге культур-5. Сборник материалов международной научной конференции. Ростов-на-Дону: изд. ЮФУ, 2007.
  4. Гайто Газданов как литературоведческая проблема // Дарьял.2007.№ 2.
  5. Трансформация мотива Синей Бороды в рассказе Анри де Ренье //Скрытое и явное в литературном тексте. Сборник материалов XXXVI международной научной конференции. СПб: Издательство СПбГУ,2007.
  1. История зарубежной литературы XIX века. Практикум для студентов и преподавателей-филологов (учебно-методическая разработка)./ Владикавказ: Изд. СОГУ, 2004.
  2. Мировая художественная культура. Взаимодействие литературы и искусства/ Учебное пособие.  Владикавказ: изд. СОГУ, 2004.
  3. Природа и человек в сонете Артюра Рембо «Гласные».// Русская литература и культура. Материалы Всероссийской научной конференции. Выпуск IV. Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 1998.
  • Смешанные литературные жанры в творчестве французских символистов //Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы Второй научно-практической конференции, посвященный памяти А. Ф. Лосева. Москва: Ремдер, 2002.
  • Символика образов в рассказах Анри де Ренье (сборник «Яшмовая трость»)// Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Человек, культура и общество в XXI веке». Белгород, 2017 г.
  • Семантика осетинского традиционного танца женщин (в соавторстве с Т.К. Салбиевым) //Вестник СОГУ. 2014. № 3.
  • Семинарий по народной латыни (перевод и комментарий текстов)/Учебное пособие (в соавторстве с Р.К. Кулиевым). Владикавказ: Изд. СОГУ,2017.

 

 

Бекоев Владимир Исламович

доктор филологических наук, доцент. Профессор кафедры русской и зарубежной литературы.

Квалификация: Филолог, учитель русского языка и литературы.

Преподаваемые дисциплины:

  • Устное народное творчество
  • Методика преподавания литературы
  • Современный урок литературы
  • Методика изучения фольклорных произведений
  • Русско-осетинские взаимосвязи
  • Психолого-педагогические основы преподавания литературы

Диссертация: Народная поэзия в системе традиционной культуры осетин. Диссертация на соискание ученой степени   доктора  филологических  наук. Учреждение Российской академии наук «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН». Махачкала, 2010.

Общий стаж работы по специальности – 45 лет.
Стаж работы по специальности – 45 лет.

Основные публикации:

  1. К вопросу изучения фольклорных произведений на уроках русской литературы в осетинской школе.//Преподавание родных языков и литератур в национальной школе. М., 1974.
  2. Изучение пословиц и поговорок на уроках русской литературы в IV классе осет. школы.// Вопросы преподавания русского языка и литературы в нац. школе». Вып. 5, М., 1975.
  3. Сказки в эстетическом и нравственном воспитании учащихся нац. школы.// Системность в учебно-воспитательном процессе». Орджоникидзе, 1979.
  4. Пути совершенствования преподавания русского языка и литературы.// «Вопросы совершенствования русского языка в ДРА». Кабул, 1985.
  5. Основные пути и принципы изучения драматических произведений на уроках родной литературы.// Осетинская филология. Современность и традиции». Владикавказ, 1995.
  6. Изучение жизни и творчества К. Л. Хетагурова в средней школе.//Владикавказ: Изд. «Ир», 1998.
  7. Изучение биографии в контексте творчества писателя.// Совершенствование профессионально-методической подготовки учителя для национальной школы. Владикавказ, 1998.
  8. Программа и методические указания по методике преподавания литературы.// Вопросы изучения русского языка и литературы. Владикавказ, 2000.
  9. О некоторых  особенностях народной лирики осетин.// История и философия актуальных проблем. Вып. VII, Владикавказ, 2004.
  10. Трудовые песни осетин.//  История и философия культуры: актуальные проблемы. Сб. науч. трудов. Владикавказ,  2005.
  11. Пастушеские песни осетин. // История и философия культуры: актуальные проблемы. Сб. науч. трудов. Владикавказ, 2006.
  12. Охотничьи обряды и песни осетин.// История и философия культуры: актуальные проблемы. Сб. науч. трудов. Владикавказ, 2006.
  13. Христианизированное божество Уастырджи в образной системе мифологической поэзии осетин. // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. №9 (47), Санкт-Петербург, 2007.
  14. Песенный фольклор в системе традиционной культуры осетин (монография). // Изд. СОГУ, Владикавказ, 2009.
  15. Аларды в обрядовой поэзии осетин.// Вестник Северо-Осетинского госуниверситета им.К.Л.Хетагурова.
  16. О жанровой природе историко-героических песен осетин.// Вестник Пятигорского государственного  лингвистического университета, №4, Пятигорск, 2008.
  17. Похоронные обряды и причитания осетин.// Вестник Пятигорского государственного  лингвистического университета, №4, Пятигорск, 2008.
  18. Застольные песни осетин// История и философия культуры: актуальные проблемы. Сб. науч.трудов.- Владикавказ, 2009.
  19. Отражение истории средневековой Алании в песне «Задалеская нана».// Культурная жизнь Юга России. №1 (30), Краснодар, 2009.
  20. Изображение божества Уацилла в мифологической поэзии осетин.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, №1, Пятигорск, 2009.
  21. Изображение божества Уацилла в мифологической поэзии осетин.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, №1, Пятигорск, 2009.
  22. Поэзия осетинских свадебных обрядов.// Вестник Пятигорского  государственного лингвистического университета, №2, Пятигорск, 2009.
  23. Осетинские историко-героические песни с абреческой тематикой.// Гуманитарные исследования, №2 (30), Астрахань, 2009.
  24. Героика Великой Отечественной войны в народной лирике осетин. // Вестник СОГУ. 2015г. № 3.
  25. Современная жизнь в зеркале одного произведения// Вестник СОГУ. 2015г. № 4.

Кравчук Оксана Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы.

Квалификация: Филолог. Преподаватель русского языка и литературы.

Преподаваемые дисциплины:

  • Современная зарубежная литература;
  • Детская литература;
  • Мировая художественная культура;
  • Художественная культура народов Кавказа;
  • Модернизм как явление культуры;
  • Художественная культура постмодернизма;
  • Актуальные проблемы современной отечественной  литературы;
  • Творчество А.С. Пушкина как художественная целостность.
  • Безопасность жизнедеятельности.

Сведения о повышении квалификации:

  • Менеджмент и экономика в системе высшего образования — 2016 г.
  • Когнитивно-дискурсивные исследования языка и речи — 2016 г.
  • Совершенствование педагогического мастерства при преподавании дисциплин гуманитарного профиля — 2016 г.
  • Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

Диссертация: «Романы Барбары Фришмут 1970-х годов», Санкт-Петербургский государственный университет, 1998 год.

Общий стаж работы: 25 лет;
Стаж работы по специальности: 25 лет;

Основные публикации:

  1. Барбара Фришмут: детская проза для взрослых.// Детская литература. 1994. №5-6.
  2. Das Abenteuer – ein aufmerksames Suchen der Welt. Barbara Frischmuths Kinderbücher für Erwachsene (Приключение – внимательныепоискимира. Детские книги Барбары Фришмут для взрослых).// Tausend und ein Buch. Das österreichische Magazin für Kinder- und Jugendliteratur. Nr.6.
  3. Романы Барбары Фришмут 1970-х годов (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 1998.
  4. Barbara Frischmuths Roman «Klosterschule» in literaturkritischen und wissenschaftlischer Auffassung(Роман Барбары Фришмут «Монастырская школа» в литературно-критическом и научном восприятии) (статья на немецком языке).// Interkulturelle Erforschung der österreichischen Literatur. Ingbert, 2000.
  5. Попытка синтеза жанров «романа воспитания» и притчи в произведении Барбары Фришмут «Исчезновение тени на солнце».// Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы Второй научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф.Лосева. М., 2002.
  6. Тема детства в австрийской литературе 1960-1970-х годов.// Лiтературознавчi обрiï. Працi молодих учених. Випуск 7. Киïв, 2005.
  7. Сетевые «лавстори»: о некоторых особенностях жанра слэш-ориджинал.// Гендер и проблемы коммуникативного поведения. Сборник материалов Второй международной научной конференции. Полоцк, 2005.
  8. В тупиках сетелитературы: о некоторых особенностях русского женского слэш-ориджинала.// http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/konferencia/kravtchuk.htm, 2005.
  9. Чёрное и желтое: «Внутренний пейзаж» в романах Гайто Газданова и эстетика экспрессионизма.// Лiтературознавчi обрiï. Працi молодих учених. Випуск 10. Киïв, 2006.
  10. Специфика «внутреннего пейзажа» в ранних романах Гайто Газданова./ Проблемы мировой литературы и культуры. Владикавказ, 2008.
  11. Трансформация образа хиппи в западном искусстве конца XХ века.// Актуальные проблемы филологии: Межвузовский сборник научных статей. Владикавказ, 2012.
  12. Мировая художественная культура ХХ века (в 2-х частях). Программа специального курса./ Мировая художественная культура. Взаимодействие литературы и смежных искусств. Владикавказ, 2004.
  13. Гендерные репрезентации в зарубежной литературе ХХ века (2-я половина). Программа спецкурса.// http://www.gender.ru/russian/training/programs/index.php?prgid=48, 2004.
  14. «Сын лихолетья»: судьба и творчество Иласа Арнигона.// Сборник материалов международной научно-практической конференции «Россия и Китай. Этнокультурные процессы в политическом контексте». Выпуск 10. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2013.
  15. Внутренний пейзаж в раннем романном творчестве Г.Газданова.// Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. № 4. 2013.
  16. Образ Иуды Искариота в повести Леонида Андреева: архетипическое и новаторское (в соавторстве с М.А.Годжиевой)// Международная филологическая конференция Тамканского университета (Тайвань) и Дальневосточного федерального университета (Владивосток) «Русское языкознание и литературоведение – 2014».Сборник: Лингвострановедческие, социокультурные и лингвистические аспекты в изучении и преподавании иностранного языка и литературы. Тайвань, 2015.

 

 

Бесолова Фатима Константиновна

старший преподаватель.

Квалификация: Филолог, преподаватель русского языка и литературы.

Преподаваемые дисциплины:

  • «История русской литературы второй половины XIX в.»
  • «Литературная публицистика», «Литературный процесс в русской критике XXI в.»
  • «Литературные архетипы и универсалии в литературе XIX-XX вв.»
  • «Картина мира как концептуальное средство методологического анализа»
  • «Русская поэзия 40-90-х годов XX в.»
  • «А.П.Чехов в русской критике»
  • «Философы Серебряного века – критики русской литературы».

Сведения о повышении квалификации:

  • Информационные образовательные технологии и дистанционное обучение — 2013 г.
  • Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

Общий стаж работы: 33 года.
Стаж работы по специальности: 33 года.

Основные публикации:

  1. Черты импрессионистического стиля Чехова-пейзажиста.// Проблемы смежных искусств в литературе и критике. Сб. науч. Трудов. Владикавказ: Изд.СОГУ, 1996.
  2. Искусство как чувственная сфера культуры. Глава в учебном пособии. Культурология / Уч. пособие. Владикавказ: СОГУ, 1999.
  3. Культура европейского средневековья. Глава в учебном пособии. Культурология / Уч. пособие. Владикавказ: СОГУ, 1999.
  4. Забытый аспект концепта «гений» и его художественная функция в рассказе А.П.Чехова «Черный монах».// .П.Чехов и мировая культура: к 150-летию со дня рождения писателя. Мат. Междунар. науч.конф.- Ростов-на-Дону, 2010.
  5. Генезис и методологический потенциал понятия «картина мира» (литературоведческий аспект).// Материалы IХ Поспеловских чтений. М.: МГУ, 2010.
  6. Магистр Коврин как потенциальный читатель журнала «Вопросы философии и психологии»// .А.П.Чехов и мировая культура: взгляд из ХХ1 века: Тезисы докладов междунар. Науч. Конф. (Москва, 29 января-2 февраля 2010 г.).-М.: МГУ, 2010.
  7. Рядовой Гусев по ту сторону добра и зла. // Intuitis mentis русских писателей-классиков/Под общей ред. Проф. В.М.Головко. – Ставрополь: Изд. Ставр. гос. ун-та; Мысль, 2010.
  8. Герои Чехова в поисках бытийных смыслов.// Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. — №4. М.-Магнитогорск-Новосибирск.
  9. Идея вечного возвращения в рассказе А.П.Чехова «Гусев.// Вестник СОГУ. – 2010. – №1. С.160-165.
  10. Гениальность как предмет художественной и научной рефлексии (рассказ Чехова «Черный монах» и журнал «Вопросы философии и психологии». // Вестник СОГУ. – 2010. – №2.
  11. Полный ответ молчащей природы (Пушкин – Чехов -Мандельштам).// Материалы IV Междунар. науч. конф. (заочной) «Восток-Запад: Пространство природы и пространство культуры в русской литературе и фольклоре». – Волгоград, 2011.
  12. Мифологема гения и ее трансформации в художественной картине мира А.П.Чехова.// Творчество А.П.Чехова: текст, контекст, интертекст. 150 лет со дня рождения писателя. – Мат. Междунар. научн. конф. – Ростов-на/Дону, 2011.
  13. Когнитивные структуры и русское литературоведение ХХ века.// Мат. Междунар. научн. конф. «Русское литературоведение ХХ в.: имена, школы, концепции». – М.: МГУ, 2011.
  14. А.П.Чехов и журнал Н.Я.Грота «Вопросы философии и психологии» (к вопросу о реконструкции историко-культурного контекста биографии и творчества Чехова).// Мат. Межд. научного Круглого стола «Проблемы построения научн. биографии писателя: к 150-летию А.П. Чехова».- М.: ИМЛИ, 2011.
  15. Моральный императив в трансформациях античной идеи гения (Сократ — Платон — Апулей).// Познание мира в славянских литературах эпохи модернизма. – Сельдцы (Польша), 2013.
  16. Экзистенциальное пространство героев Чехова: персонажи и их соглядатаи.// Материалы V Междунар. науч. конф. (заочной) «Восток-Запад: Типология пространства в русской литературе и фольклоре». – Волгоград, 2013.

Афанасьев Олег Игоревич – кандидат филологических наук, ассистент.

Квалификация:   

Преподаваемые дисциплины:

  • Современная русская литература
  • Аксиология и литературоведение
  • История литературы (русской литературы ХХ в.

Диссертация: «Музыкальные мотивы в художественном  творчестве В.В. Набокова», Северо-Кавказский  федеральный университет, г.Ставрополь, 2017 г.

Сведения о повышении квалификации:

Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

Основные публикации:

  1. Эффект «обманутого ожидания» в рассказе В.В. Набокова «Музыка» // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. № 4, Владикавказ, 2014.
  2. Судьба одаренной личности в рассказе В.В. Набокова «Бахман» // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. № 4, Владикавказ, 2015.
  3. Интертекстуальные связи музыкальных мотивов в рассказе В.В. Набокова «Музыка» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 3. Ч. 1. (57), Тамбов, 2016.
  4. Музыкальность лирического слога в стихотворении В.В. Набокова «Поэты» // Ceteris Paribus. № 5, Москва, 2016.

Абисалова Раиса Николаевна

кандидат филологических наук, доцент.

Квалификация: Филолог, преподаватель русского языка и литературы.

Преподаваемые дисциплины: 

  • История зарубежной литературы средних веков и Возрождения.
  • История зарубежной литературы  XVII – XVIII веков.
  • История зарубежной литературы до XIX века (факультет иностранных языков)
  • Литература Англии, США (факультет иностранных языков)

Сведения о повышении квалификации:

Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

Диссертация: 1985 год, МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра истории зарубежной литературы, «Творческий метод С.Хилл. К проблеме психологического романа». Кандидат филологических наук.

Общий стаж – 40 лет.
Стаж преподавательской деятельности – 39 лет.

Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

Основные публикации:

  1. Образ поэта в романе
    С. Хилл «Ночная птица».// Роль искусства в поэтике
    литературного произведения. Межвузовский сборник научных трудов. Орджоникидзе,
  2. Проблема женского характера в психологической
    прозе С. Хилл.// Гендер: язык, культура,
    коммуникация. Материалы Первой международной конференции.
    МГЛУ, Москва, 1999.
  3. Проблема создания детского характера в психологической прозе С. Хилл.// Филология на рубеже тысячелетий. Материалы
    Международной научной
    конференции. Ростов-на-
    Дону, 2000.
  4. Мировая художественная культура средних веков и Возрождения.// Мировая художественная культура. Взаимодействие литературы и искусства. Учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. Владикавказ, 2004.
  5. Некоторые особенности психологизма английской литературы.// Лингвометодические заметки. Сборник научных трудов. Владикавказ: Изд. СОГУ, 2005.
  6. Э.Хемингуэй и Г.Газданов.// Феномен личности Давида Кугультинова: поэта, философа, гражданина. Сборник материалов международной научной конференции. Элиста: Издательство КалмГУ,2007.
  7. Образ Парижа в книге Э.Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» и романе Г.Газданова «Ночные дороги».// Проблемы мировой литературы и культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Владикавказ: Издательство СОГУ, 2008.
  8. О мотивах неуязвимости и «Ахиллесовой пяты» в Нартовском и некоторых европейских эпосах.// Сборник тезисов докладов на I Миллеровских чтениях, СОИГСИ, Владикавказ, 2009.
  9. Дантовские мотивы в романе Гайто Газданова «Ночные дороги».// Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия. Сборник научных трудов. Владикавказ: изд. СОГУ, 2010.
  10. Коста Хетагуров и мировая Художественная культура (отражение Нартовского эпоса в творчестве Коста).// Коста Хетагуров и мировая Художественная культура (отражение Нартовского эпоса в творчестве Коста).
  11. Аллюзии Нартовского эпоса в творчестве Коста Хетагурова.// Материалы международной научной конференции «Россия и Кавказ».Владикавказ, 2010.
  12. От архетипа к эпическому сюжету (к проблеме интерпретации сходных мотивов в Нартовском и некоторых европейских эпосах).// Актуальные проблемы филологии», Межвузовский сборник научных статей.Владикавказ: Издательство СОГУ им К.Л. Хетагурова, 2012.
  13. Тема Первой мировой войны в зарубежной литературе ХХ века.// Всероссийская научная конференция «Кавказ в годы Первой мировой войны». Владикавказ, 2014.
  14. Библейские аллюзии в творчестве Коста Хетагурова.// Коста Хетагуров и мировой историко-культурный процесс. Международная конференции, посвященной 155-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2014.

Белоус Людмила Владимировна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы.

Преподаваемые дисциплины:

  • История русской литературы до XIX века
  • История русской литературы XVIII века
  • История русской литературы первой половины XIX века
  • История литературы (факультет искусств)

Сведения о повышении квалификации:

  • ФПК по кафедре истории русской литературы МГУ им. М.В.Ломоносова; «Современная парадигма исследования языка», 2013 г.; Дополнительная профессиональная программа «Когнитивно-дискурсивные исследования языка и речи». ЦПК СОГУ, 2016 г.;  Дополнительная профессиональная программа «Полилингвальная модель поликультурного образования». Дистанционные курсы повышения квалификации СОГПИ,2017 г.
  • Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.

Диссертация:

«Литературная критика в журналах «Огонек», «Октябрь» «Знамя» в период перестройки», Московский государственный университет, 1990 г.

Общий стаж работы: 26 лет,
Стаж работы по специальности: 26 лет.

Основные публикации:

  1. Рецензия на книгу Биргит Менцель «Гражданская война слов. Российская литературная критика периода перестройки». СПб., 2006.// «Вопросы литературы». 2008. № 5.
  2. Феномен литературно-критического отдела журнала «Огонек» в годы перестройки.// Известия Смоленского университета. 2008. № 1.
  3. Осетинская русскоязычная литература. XXI век.(монография)// Владикавказ, 2009.
  4. Коллективный портрет российского чиновничества.// Дарьял. 2009. № 3.
  5. Эволюция журнала «Вопросы литературы» в годы перестройки (1985-1990).// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2.
  6. Рецензия на книгу М.М.Голубкова «История русской литературной критики ХХ века (1920-1990-е годы). М., 2008.// Вестник МГУ. Филология. 2009. № 2.
  7. «Реальная критика». Ее особенности и перспективы в оценке критиков эпохи «перестройки.// Вестник СОГУ. Общественные науки. 2010. № 2.
  8. Специфика творческой позиции журнала «Вопросы литературы» в конце 80-х-начале 90-х гг. ХХ века.// История и философия культуры: актуальные проблемы. Сборник научных трудов. Вып.11.Владикавказ, 2010.
  9. Участие журнала «Вопросы литературы» в полемике периода «перестройки» о методе социалистического реализма.// федерального университета. Филологические науки. 2010. № 1.
  10. Движение литературно-критической мысли в период «перестройки» (1986-1991 гг.)» (монография). Издательство Северо-Осетинского государственного университета. 2012.
  11. Кавказ в изображении Александра Дюма.// Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2013 г.
  12. Проблема двойственности мира в цикле миниатюр А.Цаликова «Чаша жизни».// Международный научно-исследовательский журнал. Часть 2. Екатеринбург. 3(10). 2013.
  13. Дуэль и дуэлянты в творческой парадигме А.Пушкина.// Вестник СОГУ. 2014.№ 4.
  14. Роман Руслана Тотрова «Любимые дети»: стиль и образ.// Вестник Владикавказского научного центра. 2015 г. № 3. Том 15. С.7-12.
  15. Китай в повестях Б.Пильняка 20-х гг. ХХ в.// Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. г.Тамбов, 2015.
  • Война и мир в романе З.Прилепина «Патологии».// Международный научно-исследовательский журнал. № 2 (44).
  • Интерпретация чеченских событий в повести Василия Дворцова «Тогда, когда случится».// Международный научно-исследовательский журнал. № 4 (46). Часть 4.
  • Фольклорно-этнографическая основа романа А.Цаликова «Брат на брата».//Международный научно-исследовательский журнал. № 6 (48). Часть 4.
  • Система персонажей романа Ахмеда Цаликова «Брат на брата».// Международный научно-исследовательский журнал. № 9 (51). Часть 4.

Дряева Анжела Анатолиевна

кандидат филологических наук, старший преподаватель.

Квалификация: Филолог, преподаватель русского языка и литературы, преподаватель осетинского языка и литературы.

Преподаваемые дисциплины: 

  • Теория литературы.
  • Литературоведческий анализ текста.
  • История русской  литературы (рубежа XIX – XX вв.)
  •  Русская классическая литература в контексте культуры

 Диссертация: 2010 год, «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», кафедра русской  литературы в национальной школе, «Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова». Кандидат филологических наук.

 

Общий стаж – 12 лет
Стаж преподавательской деятельности – 7 лет

Стаж работы в  СОГУ – 7 лет

Сведения о повышении квалификации:

  • Современные научные парадигмы в филологии и педагогике: язык, литература, методология — 2018 г.
  • Управление персоналом образовательной организации, 2016 год.
  •  Английский язык для академических целей, 2016 год.
  • Менеджмент и экономика в системе образования, 2017 год.