Образование: Высшее, филолог, преподаватель русского языка и литературы

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Звание: доцент

Преподаваемые дисциплины «Культура речи и ораторское мастерство», «Литературное редактирование», «Творческие студии»,  «Методология медиаисследования», «Журналистика в контексте современных научных парадигм», «Теория и методика журналистского творчества»

Научные интересы: актуальные проблемы в современных СМИ, отражение гендерных проблем в СМИ, прагматический потенциал языка СМИ

Научные публикации

  1. Цаликова М.А., Таутиева И.Х. Языковое строительство и проблемы билингвизма в Республике Северная Осетия-Алания// Современные проблемы науки и образования.- № 5.- 2014.- С.582./1с
  2. Цаликова М.А., Таутиева И.Х. Специфика речевой подготовки студентов-журналистов для работы в национальном регионе//.-С.186-187/3с
  3. Цаликова М.А., Таутиева И.Х. Методика обучения речевой коммуникации студентов юридического факультета//. -С.185-186./2с
  4. Цаликова М.А. Лингводидактические основы повышения выразительности речи в аудитории при изучении синтаксиса// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). – С. 706-710.
  5. Цаликова М.А., Хадашева С.А. Определительные конструкции в теоретическом освещении на материале русского, осетинского и английского языков// Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 1-1. – С. 99-100/0,5с
  6. Цаликова М.А. Развитие речи билингвов с опорой на языковой изоморфизм//Актуальные проблемы науки на современном этапе развития сборник статей международной научно-практической конференции.- Екатеринбург, 2015. – С. 296-300.
  7. Цаликова М.А., Очеретлова А.Р. Функциональный подход к обучению интонации русского языка как неродного// Влияние науки на инновационное развитие/сборник статей международной научно-практической конференции. — Томск, 2016. – С. 194-197./2с
  8. Цаликова М.А., Очеретлова А.Р. Художественные тексты в обучении русскому языку как неродному// Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей международной научно — практической конференции. –Уфа, 2016. – С. 81-83./2с
  9. Цаликова М.А. Развитие русской речи при изучении публицистических жанров в нерусской аудитории//Мир науки, культуры, образования . №6 (61). – Горно-Алтайск, 2016. – С. 471-473. 0,7
  10. Цаликова М.А., Санакоева И.Г. Риторические основы обучения художественно-публицистическим жанрам старших школьников» международный научный периодический //Мир науки, культуры, образования. №6 (61) .-  Горно-Алтайск,  – С. 469-471. /1с
  11. Цаликова М.А., Габиева Л.У., Гтоева М.Т. Функциональный аспект обучения грамматике// Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: Сборник статей международной научно-практической конференции (1 ноября 2016 г., г.Уфа). в 3 частях. ч. 2. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 121-124./2с
  12. Цаликова М.А., Габиева Л.У., Гтоева М.Т. Функциональный подход к изучению фразеологии в школе// Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей международной научно-практической конференции (5 ноября 2016 г., г. Волгоград). В 3 частях. Ч.2. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 97-100./1с
  13. Цаликова М.А., Макиева И.В. Средства создания комического эффекта в гендерных публикациях // Современные тенденции развития науки и технологий. №6-5. – Белгород, 2016. – С. 140-142./1с
  14. Цаликова М.А., Фардзинова М.Д. Проектная деятельность как эффективный способ обучения студентов нефилологических специальностей синтаксическим единицам русского языка//Мир науки, культуры, образования. №6 (67) (декабрь) 2017. — С.615-616./3с
  15. Цаликова М.А., Бичегкуева О. Д., Дзусова Б. Т., Фидарова С. И. Учет требований ФГОС ОО в предметной и методической подготовке будущего учителя русского языка и литературы, родного языка и литературы//Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Ялта: РИО ГПА, 2017. -Вып. 58.Часть 8.– С. 27-40/5с
  16. Цаликова М.А. Функциональный подход к обучению русскому языку в поликультурной аудитории// Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка как неродного: опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы). 7 – 8 ноября 2017 года, г. Махачкала. Махачкала, 2017. –С. 214-216.
  17. Цаликова М.А., Фардзинова М.Д. Функциональный подход в работе над развитием речи учащихся младших классов при составлении  коротких текстов по картине (в печати) //Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 57. – Ч. 12. – С.331-337./4с
  18. Цаликова М.А., Тедтоева З.Х. Отражение гендерных проблем общества в российской публицистике на рубеже веков//Вопросы теории и практики журналистики». 2018. Т. 7, N 4 С.672-691.
  19. Цаликова М.А. Функциональный подход к обучению системе падежей русского языка в полилингвальной аудитории //V Абаевские чтения: сборник материалов международной научной конференции, посвященной 90-летнему юбилею факультета осетинской филологии СОГУ (11 МАЯ 2018 года, РСО-Алания, г. владикавказ); Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2018. С. 212-217
  20. Цаликова М.А. Использование текстов в обучении русскому языку как неродному //Современные технологии в образовании: материалы xviii всероссийской научной конференции. 27 апреля 2018 г., г. Владикавказ / под ред. канд. пед. наук, доц. Л.В. Газаевой; Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. – Владикавказ: издательство СОГПИ, 2018.– Выпуск XVIII. — С.200-204
  21. Цаликова М.А., Ахмедов Г.И. Контраст как лингвокогнитивный принцип малых жанров фольклора// Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: материалы vii международной научной конференции. 5, 28-29 сентября 2018 года, г. Владикавказ / под ред. канд. пед. наук, доц. Л.В. Газаевой. Сев.-Осет. Гос. Пед. Ин-т. – Владикавказ: издательство СОГПИ, 2018. – 223-226
  22. Цаликова М.А., Очеретлова А.Р Обучение интонации на основе функционального подхода// Научные исследования и образование. 2018. № 1 (29). С. 92-94.
  23. Цаликова М.А., Гтоева М.Т Функции анафоры в русской речи // Научные исследования и образование. 2018. № 1 (29). С. 76-78.
  24. Цаликова М.А. Средства выразительности в контексте функционального подхода и их использование //News of science and education. 2018. Т. 10. № 3. С. 043-048.
  25. Цаликова М.А. Образ мужчины в российских женских журналах конца XX — начала XXI вв //Журналистика ХХI ВЕКА: Исторический опыт и современное развитие межвузовский сборник научных трудов. Владикавказ, 2018. С. 259-268
  26. Цаликова М.А. Лингвометодические основы изучения устойчивых сравнений в полилингвальной аудитории //Психолого-педагогические проблемы развития высшего образования в России в условиях реализации ФГОС. Коллективная монография / под ред. Сорокопуд Ю.В. Москва, 2018.
  27. Цаликова М.А., Фардзинова М.Д. Специфика проведения корректирующего контроля как фактор воспитания студентов //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 275-278.
  28. Tsalikova M.A., Khamgokova N.G. National Specificity of Set Comparisons in Three Languages: Russian, Ossetian and Kabardian// Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). Статьи доступны по ссылке:https://www.atlantis-press.com/proceedings/csis-18/articles
  29. 29.    Madina Tsalikova. The Development of Non-Native Speech Based on Linquistic Isomorphism// Conference Proceedings  the New Perspectives in Science Education International Conference. 8th edition of. Статьи доступны по ссылке: https://www.dropbox.com/ s/idrnvdm4 um8btyg/NPSE%202019%20-%20Conference%20Proceedings.pdf?dl=0
  30. 30.     Цаликова М.А.Изучение русского языка на факультете журналистики как условие профессиональной подготовки// Журналистика ХХI века: исторический опыт и современное развитие.Межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией А.А. Магометова. Владикавказ, 2019. С. 220-227.

Повышение квалификации

  1. Краткосрочное повышение квалификации в ГОУ ВПО Государственный университет русского языка им. А.С.Пушкина «с 23.01.2006 по 31.01.2006 по  программе «Риторика-культура речи-коммуникативные дисциплины в вузе и школе: предмет и подготовка преподавателя» (72 ч) .
  2. Краткосрочное повышение квалификации в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова», 2.11.2009-30.12.2009 по «специфические особенности гендерной публицистики» (72 ч) . Удостоверение регистрационный номер 1419/13,
  3. Краткосрочное повышение квалификации в ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет», по программе «Современная парадигма исследования языка»11 апреля 2013-30 апреля 2013 (78 ч) . Удостоверение регистрационный номер 158-13,
  4. Повышение квалификации в ФГНУ ИСМО РАО с 18.02.14 по 19.02.14 г. по теме «Преподавание русского языка как государственного в условиях введения ФГОС ООО»    Удостоверение  о повышении квалификации  №090-02/14 (16 ч.)
  5. Повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет» по программе «Управление персоналом образовательной организации» Удостоверение  о повышении квалификации  180000334707, регистрационный номер ПК 272-15,   03.2015;
  6. Повышение квалификации в ГБОУ ДПО (ПК) «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Подготовка руководителей экспертных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2015» Удостоверение о повышении квалификации  №01141/к (36 ч.) ;
  7. Повышение квалификации в ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» семинар «Совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена экспертами предметных комиссий субъектов Российской Федерации» Москва, 2015 Сертификат семинара от 10.02.2015;
  8. Обучение в ГБОУ ДПО СОРИПКРО с 25.01.16 по 30.01.16 г. по дополнительной профессиональной программе «Подготовка руководителей и заместителей руководителей экспертных комиссий по проверке выполнения заседаний с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016″ Удостоверение  о повышении квалификации  Рег. № 00001 / к 30.01.2016 г. (16ч);
  9. Повышение квалификации в ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» по дополнительной профессиональной программе «Прикладные аспекты профессиональной деятельности преподавателя высшей школы ». с 01.12.2015 по 20.01.2016 Удостоверение  о повышении квалификации , рег.номер ДПО ПВШ – 15-29 , номер           15240403645706  01.2016 (72 ч.) ;
  10. Повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет» по программе «Когнитивно-дискурсивные исследования языка и речи» с 18.042016 по 29.04.2016. Удостоверение  о повышении квалификации  180001026052, регистрационный номер ПК 263-16,   03.2016 (72 ч.);
  11. Повышение квалификации в ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» по дополнительной профессиональной программе «Преподавание литературы в поликультурной среде», 28.09.2017 г .Удостоверение 152405755120рег. номер ДПО.ПК-Л-ПС-12 (72ч )
  12. Повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» по дополнительной профессиональной программе «Электронная информационно-образовательная среда современного вуза» в объеме 52 часа , Владикавказ Удостоверение о повышении квалификации 152405755160, ДПО.ПК-ЭИОС-113, 30.06.2017;
  13. Повышение квалификации в ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» по дополнительной профессиональной программе «Оказание первой медицинской помощи в педагогической деятельности», рег. номер ДПО.ПК-МП-150 (18ч).Удостоверение 152405755426 от 15.03.2018 г
  14. Повышение квалификации в ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Подготовка экспертов региональной предметной  комиссии  для проведен4ия итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Русский язык» ; рег. номер №01467/к. Удостоверение  152019001467  (36 ч.)   04.2019.

Общий стаж работы — 31

Стаж работы в СОГУ — 26 лет

Контактная информация:   +79888764747,; эл. почта: tsalma07@mail.ru