07.12.2018

Просветительский проект СОГУ «Лекториум» продолжается. Новым гостем стал обладатель премии имени Коста Хетагурова, заслуженный работник культуры РСО-А, писатель Изатбек Цомартов. Встреча с одним из самых читаемых в Осетии писателей состоялась благодаря приглашению психолого – педагогического факультета.

Изатбек Цомартов:

  • Одно и то же событие может у одного лечь в основу рассказа, у другого – превратиться в описание произошедшего. Здесь также многое зависит не только от таланта, но и от ума того, кто пишет.Вот, например, в рассказах Чехова (а он писатель лаконичный) столько чувств, такое знание жизни. Кстати, чеховские рассказы меня в свое время и натолкнули на осознание того, что только через литературу можно выразить то, что ты хочешь сказать людям.
  • Чехова обожаю. Восхищаюсь Драйзером, Джеком Лондоном, Мопассаном. Даже в своем романе «Угасшие мечты» о них пишу. Достоевского боготворю. Так тонко изобразить внутренний мир человека, так точно показать изъяны общества мог только необыкновенный человек. Коста Хетагуров, Тарас Шевченко, Николай Некрасов – вот писатели, которые смогли услышать и донести до читателей стон своих народов. Они чувствовали народную душу, ими нельзя не восхищаться. Коста – для меня святое… А Елбыздыко Бритаев, Сека Гадиев, Арсен Коцоев… У них я учился и учусь до сих пор. Я очень нерадивый ученик, но стараюсь у них учиться. Для нас, осетин, это большие писатели.
  • Если в России, по словам Евтушенко, поэт – больше, чем поэт, то в Осетии поэт – в десять раз больше, чем поэт. Осетинский писатель, если не будет гражданином, патриотом, то национальную литературу не создаст.
  • В своем романе «Угасшие мечты» я пишу о том, какой страх испытывали в 37-м. Боялись до такой степени, что со своими женами нормально говорить не могли, охрипли от песни, воспевая партию и правительство. И самое парадоксальное: никого нельзя винить. Потому что люди, вышедшие из комсомола, потом шли в партию. Они были безголосыми и с большим трудом поднимались наверх.
    По этому поводу один из героев моего романа говорит: мы, мол, с таким трудом поднимались наверх, почему мы должны давать ход твоим критическим идеям и за это еще платить тебе гонорар? По-своему они правы, те, кто идет наверх. А с другой стороны, самые легковесные всегда поднимаются над водой – серость, у которой нет таланта ни к литературе, ни к живописи, ни к науке. Но они учились красиво говорить, притворяться, угодничать.
  • Сегодня, когда в России можно говорить свободно, многие почему-то увлеклись детективами, оправдывая себя тем, что должно пройти время, чтобы все осмыслить, со стороны посмотреть на прошедшие события. В итоге настоящей литературы нет.
  • Талант – это Богом данное. Но это капля в море. На самом деле в творчестве куда важнее труд и любовь. Если автор не любит то, о чем пишет, даже своих отрицательных персонажей, то ему не стоит браться за перо. Писатель должен иметь пытливый ум и трудиться долго и упорно – до нервного срыва. Пытливый ум нужен для того, чтобы среди шелухи отбирать зерна. А иначе получится то, что получится – механическое составление сюжетов.